В первые годы эксплуатации Николаевской дороги появились двухпутные паровозные снегоочистители типа плугового уголкового отвала. В 1879 г. на Уральской дороге инженер С. С. Гендель сконструировал однопутный плуговой снегоочиститель. В 1893 г. начальник Тагильского участка пути инженер А. Э. Бурковский создал снегоочиститель, имевший плуг в виде двух боковых крыльев, расположенных под вагоном. Эта конструкция совершенствовалась и применялась более 40 лет.
Логическим финалом специализации стали снегоуборочные путевые машины, в которых убранный снег по транспортеру грузится на следующие сзади или по соседнему пути платформы и полувагоны.
Очистка путей от снега – снегоборьба – является важной составляющей комплекса мер обеспечения безопасности и бесперебойной работы железнодорожного транспорта. Наибольшую опасность для движения поездов представляют снежные заносы пути и плотные сугробы и наст. При толщине снежного покрова более 20 сантиметров выше головки рельса создается опасность крушения подвижного состава. Снег между остряками и рамными рельсами затрудняет перевод стрелок. Образование уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки («напрессовка») может привести к аварии поезда. Снег на пути увеличивает сопротивление движению, что повышает энергозатраты, снижает скорость движения, а глубокие заносы могут вызвать даже полное прекращение движения поездов.