Эксплуатация железных дорог в зимнее время зачастую делает необходимой очистку путей от снега. Наиболее эффективно справляются с этой задачей специальные технические средства – снегоочистители. Они могут быть как навесным оборудованием на локомотив, так и самоходной или прицепной к локомотиву машиной вагонного типа, на которой размещены собственно снегоочистительное устройство, механизмы, кабина управления и прочее оборудование.
Ещё до появления в России первой железной дороги общего пользования встал вопрос о самой возможности её использования в зимнее время. Именно для получения ответа на него и была построена Царскосельская дорога. Следовательно, и проблема очистки путей от снега обозначилась уже на этой стадии.
Поначалу для этого, как и везде в те времена, использовали конную тягу. Первые снегоочистительные устройства были заимствованы из крестьянского обихода и представляли собой деревянный плуг, который тащила вдоль пути упряжка из 2-4 лошадей.
Дальнейшее развитие инженерных идей и народная смекалка привели к появлению навесных паровозных снегоочистителей, переоборудованию платформ и вагонов паровозных рам или отдельных тележек в снегоочистительные устройства, устанавливаемые в голове поезда и толкаемые локомотивом.