Маневровые тепловозы предназначены для эксплуатации на железнодорожных путях промышленных предприятий, а также для маневровой работы на путях общего пользования в пределах станции. Специфика их использования требует наличия двух режимов движения: маневрового и поездного.
Конструкционная особенность маневровых локомотивов состоит в применении на них гидравлической передачи, где мощность от дизельного двигателя передается к движущим колёсным парам с помощью рабочей жидкости – масла, циркулирующего в гидравлических аппаратах передачи: гидротрансформаторах и гидромуфтах. При маневровом режиме гидравлическая передача делает возможной длительную эксплуатацию тепловоза на малых скоростях, что является её несомненным преимуществом перед электрической передачей.
И здесь с особой теплотой отметим чествуемые даже доменным именем нашего сайта и получившие самое широкое распространение тепловозы ТГМ23, производимые с 1962 года приоритетным партнёром «НПО «Октябрь» – Муромским тепловозостроительным заводом им. Ф. Э. Дзержинского. Собственно ТГМ23 серийно выпускались до 1977 года. Его первая модификация – ТГМ23 А (1969-1973) – существовала только в виде четырёх опытных образцов, но все последующие – ТГМ23 Б (1973-1985), ТГМ23 В (1980-1991) и ТГМ23 Д (с 1991 по настоящее время),– снова пошли в серию. Эти неприхотливые и надёжные «рабочие лошадки» для колеи 1 520 мм и 1 524 мм «пашут, как рабы на галерах» и в стужу и в зной (от -40°C до +40°C).